Организаторами конференции выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Кубанский государственный университет, экономический факультет, Каршинский инженерно-экономический институт (Узбекистан), Белорусский государственный университет (Республика Беларусь), Харбинский инженерный университет (Китайская Народная Республика), Киргизско-российский славянский университет им. Б. Ельцина (Киргизия), Институт экономики и права Академии наук Абхазии (Республика Абхазия), Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь).
Тезисы доклада Г.М. Мишулина:
Сегодня необходимы стратегические реконструкции, исходной позицией для которых должно стать придание ОБРАЗОВАНИЮ статуса ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, что позволит преодолеть последствия системных деформаций, которые претерпела российская система образования за период, прошедший со времени вхождения России в Болонский процесс.
Ощущение того, что в образовательный процесс вносятся неприсущие российским традициям и ценностям, а зачастую и в корне противоречащие им формы и содержание, витало в воздухе многие годы.
Сегодня наступил очередной этап реформирования. Это процесс может оказаться продолжительным и мало эффективным в силу того, что до настоящего времени образованию не придан статус ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Кроме того, изучение большого количества научных источников, а также ранее выполненные автором исследования, позволяют утверждать, что ОБРАЗОВАНИЕ способно претендовать на статус стратегического системообразующего элемента в системе обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, т.к. оно выступает одновременно как ее объект, ресурс и средство, создавая и укрепляя фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны.
Обоснованным с позиций места образования в системе обеспечения национальной безопасности следует считать не только недавно осуществлённое выведение из нормативных документов понятия «образовательная услуга», но и вообще выведение основных образовательных форм из рыночного оборота, который в интересах достижения конкурентных преимуществ вузов собственно и способствовал разрыву содержательного единства процесса обучения.
Десятилетия внедряемые в сознание нарративы об исключительно важной роли предпринимательства в развитии социально-экономической системы, причём везде и во всём, привели к тому, что в начальной школе начали ковать предпринимателей, созданы цифровые ресурсы для школьников-предпринимателей, студентов же вузов непосредственно затачивают под предпринимательскую деятельность, забывая о том, что рынок является средой формирования «homo economicus» или «экономического человека», живущего по принципу абсолютного экономического эгоизма, согласно научных положений Адама Смита. Но именно «экономический человек» стал символом благополучия и, к сожалению, остается им и в настоящее время – время тяжелых испытаний для страны, вызовы которого исходят от «коллективного запада», объединившегося в попрании ранее декларированных им принципов демократии.
Но, в противопоставление этой парадигме, существует не менее прогрессивный, но более близкий к культурно-историческому коду России, свод положений, предложенных задолго до рождения Смита выдающимся отечественным экономистом, публицистом, предпринимателем и изобретателем Иваном Тихоновичем Посошковым. Именно он фактически причислил к факторам производства, кроме труда, земли и капитала, духовность и образование. Альфредом Маршаллом в развитие экономической теории такая трактовка факторов производства не была учтена, и он к труду, земле и капиталу ограничился добавлением особого фактора – предпринимательства.
Сегодня в России развернулась кампания по внедрению новой институции – предпринимательского университета.
В разных странах этот процесс протекает с различной скоростью и разной степенью успеха.
В настоящее время перманентной стала дискуссия между теоретиками и практиками по поводу понятия «предпринимательский университет», его роли в социально-экономическом развитии стран и регионов и целесообразности «идти в ногу» с теми, кто ранее втянул Россию в Болонский процесс.
Единства в этом вопросе пока не достигнуто. Эксперты порой называют это явление оксюмороном.
Сам термин «предпринимательский университет» несёт в себе глубинное противоречие. Это противоречие связано с коллизией интересов университета как учреждения образовательного и исследовательского с учреждением бизнес-формата – а именно университета как корпорации, бизнеса, предприятия. Университет вынужден перестраивать себя, чтобы отвечать вызовам внешнего окружения и обеспечивать себе конкурентоспособность на международном образовательном рынке, зачастую в ущерб интересам собственной страны. Особенно это проявляется в открытости университета для различного рода проводников сомнительных позитивных бизнес-практик и технологий карьерного роста. Университет в социально-экономической системе, выполняя свои традиционные функции, начинает в его отдельных элементах приобретать новую сущностную и структурную характеристики, которые вызывают системный конфликт, так как являются чужеродными. Но затем происходит адаптация и университет в целом эволюционирует в обозначенную сторону.
Существует следующее определение понятия «предпринимательский университет»: «это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах – генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику – путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой».
Все составляющие представленной дефиниции – суть университетской деятельности. Не хватает только привязки этой деятельности к направлениям развития и обеспечения конкурентоспособности конкретного субъекта.
Нужно ли добавлять к существительному «университет» прилагательное «предпринимательский»?
Если да, то университет становится субъектом предпринимательской деятельности, а это значит, что его деятельность подпадает под определение ГК РФ, которое гласит, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
НАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, ЧТО С УЧЕТОМ ВСЕГО ВЫШЕ ИЗЛОЖЕННОГО, ПОЛАГАЯ, ЧТО РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЁН СТАТУС ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ, УНИВЕРСИТЕТ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ НЕ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ, А С ПОЗИЦИЙ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ: ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ КАДРОВ И ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) В ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
И ЗДЕСЬ РЕЧЬ ИДЁТ НЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ, А ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, КОТОРЫЙ, БУДУЧИ ГЕНЕРАТОРОМ И АККУМУЛЯТОРОМ НОВШЕСТВ, В РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СПОСОБЕН К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЛИНИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ – ГЕНЕРАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ – ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ПРИМЕНЕНИЕ» В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ СИСТЕМООБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СИСТЕМЫ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ, ДОСТИЖЕНИЕ РОССИЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА.