Представительство Краснодарского ВОИР в Агентстве стратегических инициатив предлагает модель эффективной командной работы по продвижению общественно значимых проектов и инициатив.

5 марта 2021
24 февраля 2021 г. в «Точке кипения» Кубанского государственного университета состоялась рабочая встреча общественных представителей АСИ в Краснодарском крае.
Инициаторами встречи выступили общественные представители Мишулин Георгий Маркович (заместитель председателя Краевого Совета ВОИР, к.э.н., профессор КубГТУ) и Анисимов Константин Викторович (член ВОИР, руководитель управления интеграции инноваций промышленной группы «ТЕГАС», преподаватель КубГУ).

На повестку дня был вынесен вопрос «Командная работа общественных представителей АСИ в Краснодарском крае по поддержке общественно значимых проектов и инициатив».

С докладом выступил Г.М. Мишулин, представивший результаты совместной с К.В. Анисимовым проработки концептуальных положений организационно-ресурсной модели продвижения проектов на всех этапах их жизненных циклов, которые и ранее озвучивались представителями Краснодарского ВОИР на научных конференциях различного уровня и публиковались в целом ряде статей.

Как было сказано в докладе, предложенный к обсуждению вопрос инициирован в силу следующих обстоятельств: А). Действительно стратегическим характером задач, на решение которых ориентировано АСИ Президентом и Правительством РФ. Б). Объективной необходимостью концентрации усилий органов государственной власти и управления, а также представителей общественных организаций на достижение целей ускоренного развития отраслей и сфер деятельности. В). Потребностью смещения центра тяжести от просветительских и декларативных форм работы, от погружения в активные и мотивирующие к деятельности мероприятия к эффективным командным действиям в первую очередь общественных представителей АСИ по поддержке, обеспечению продвижения и реализации проектов в регионе.

Далее была озвучена сформулированная инициаторами встречи проблемная область, представляющая собой барьерную составляющую на пути реализации целей АСИ в регионе:

1. Невозможность быстрого и заинтересованного продвижение новых проектов в условиях низкой эффективности российской инновационной системы, вызванной организационными и мотивационными разрывами в её подсистемах, межэлементном, межсферном и межотраслевом пространствах.

2. Единство целеполагания, но не осязаемость целедостижения существующих институтов развития, следствием чего является не аккумулирование ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных и информационных), предназначенных для поддержки инновационной деятельности в интересах обеспечения реализации новшеств на всех стадиях их жизненного цикла (включая внедрение и коммерциализацию), а их распыление.

3. Отсутствие системы качественной оценки результатов и целесообразности проводимых мероприятий по поддержке инновационных и (или) тиражируемых проектов или мероприятий образовательного (просветительского) характера, которые порой воспринимаются новаторами как формальные и проводимые исключительно в интересах PR отдельных личностей и организаций и которыми зачастую подменяется реальная деятельность по продвижению проектов.

4. Несформированность профессионального и заинтересованного экспертного сообщества, предназначенного для объективной оценки проектов при явной переоценке форм их общественной поддержки, что может дезориентировать тех, кто принимает решение на определенном этапе инновационного процесса.

5. Радикальное сокращение форм непосредственного общения с новаторами под влиянием широкомасштабного внедрения сетевых информационно-коммуникационных платформ, что крайне обедняет процесс формирования деловой атмосферы и погружения в неё всех участников.

6. Крайне ограниченные возможности регионального общественного влияния на инновационный процесс, в частности, влияния общественных представителей АСИ, в силу уставных ограничений в объектной-субъектной области и не обеспеченности необходимыми ресурсами, неопределенности статуса представителей, и в целом отсутствия базовой организационно-управленческой структуры, готовой взять на себя преодоление указанных проблем, продвижение и поддержку новых проектов на всех стадиях их жизненных циклов за счет аккумулирования интеллектуальных, материальных и финансовых (преимущественно из частных источников и источников грантов государственных фондов), организационных и информационных ресурсов, а также за счет эффективной коммуникации с функционирующими институтами развития.

Были предложены к обсуждению принципиальные позиции общественных представителей по технологии и тактике отбора региональных проектов для поддержки:

1. Производить отбор технико-технологических проектов – действительно являющихся инновационными и обеспечивающими при реализации решение задач опережающего развития отраслей и сфер деятельности, а их продукты – конкурентоспособными; инновационных и тиражируемых проектов, направленных на решение социально значимых задач; законодательных и прочих инициатив.

2. Формировать высокопрофессиональное экспертное сообщество. 3. Рассматривать поддержку проектов, отобранных по результатам работы экспертных групп представительства, как собственный организационно-ресурсный проект, реализуемый командой общественных представителей. В качестве объекта для организационно-ресурсного проекта рассматривать поддерживаемые проекты (идеи, инициативы), носящие как предпринимательский, так и иной характер, исходящие от субъектов любой организационно-правовой формы и вне зависимости от их отнесения к малому, среднему или крупному предпринимательству. В качестве предмета – обеспечение жизненного цикла поддерживаемого проекта (идеи, инициативы).

4. Основным показателем эффективности считать доведение поддерживаемых проектов до реализации и коммерциализации его продуктов.

В завершении вниманию присутствующих была предложена дорожная карта по реализации концепции, важными составляющими которой стали:

- разработка и реализация организационно-ресурсных проектов команды, позволяющих продвинуть проект от идеи к воплощению;

- создание базовой для команды общественных представителей организационно-управленческой структуры в виде Центра технико-технологического превосходства (ЦТТП), продуктом деятельности которого станут инновационные или тиражируемые технико-технологические, социальные, законотворческие проекты, обеспеченные всеми видами ресурсов для их реализации; конечным результатом - реализация проектов и коммерциализация их высоко конкурентных продуктов.

В обсуждении предложений приняли активное участие общественные представители А.С. Артамкин, М.С. Волков, Е.А. Гертель, Е.Г. Кадзасова, С.Ю. Никишов, А.В. Сметанин.

Рабочая встреча прошла в заинтересованной и конструктивной атмосфере. Инициатива была поддержана не только непосредственно на встрече, но и в опубликованных в сети отзывах.

В ближайшее время планируется провести очередную рабочую встречу, на которой и начнется реализация предложенной Г.М. Мишулиным и К.В. Анисимовым организационно-ресурсной модели продвижения проектов.

Руководством Краснодарского ВОИР принято решение на планируемую рабочую встречу представить проект учреждения в Краснодарском крае почетного звания «Заслуженных изобретатель Кубани».