Методологические аспекты «Концепции развития креативных (творческих) индустрий Краснодарского края» - предмет для дискуссии

29 июля 2021
В среду, 21 июля 2021 года, в рамках стратегической сессии «Креативные индустрии Краснодарского края» прошло третье заседание Рабочей группы развития креативных индустрий Краснодарского края при Экспертном совете министерства экономики, где развернулась дискуссия вокруг предложенного понятийного аппарата.

В рамках сессии запланировано рассмотрение основных положений проекта «Концепции развития креативных (творческих) индустрий Краснодарского края», а также механизмы интеграции представителей креативных индустрий.

     На обсуждение рабочей группы были вынесены следующие вопросы:

1. Условия и предпосылки развития креативных индустрий в крае.

2. Приоритетные направления развития креативных индустрий в Краснодарском крае.

3. Объем рынка креативных индустрий и профили компаний.

4. Роль системы образования в интеграционных процессах.

5. Механизм интеграции участников креативных индустрий в Краснодарском крае.

       Несмотря на имеющийся опыт разработки и принятия нормативных актов государственной политики в сфере креативных (творческих) индустрий законодателями ряда субъектов РФ, «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Министерством культуры Российской Федерации, еще находится в стадии согласования. Нет сомнения в том, что рассмотрение «Концепции …» проходит в дискуссии, в т.ч. и вокруг понятийного аппарата, без скрупулёзного подхода к разработке которого невозможно сформулировать цели и задачи в обозначенной области. Это нашло своё отражение и в вопросах, которые были поставлены участниками рабочей группы в начале стратегической сессии, когда на обсуждение были вынесены основные понятия и их определения, которые будут положены в понятийный раздел «Концепции развития креативных (творческих) индустрий Краснодарского края»:

Креативная экономика – тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности.

Креативные индустрии – совокупность всех секторов экономики, в которых добавленная стоимость в значимой степени формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность, синергия творчества и предпринимательства.

Креативный кластер – объединение творческих предпринимателей, предприятий, научных и образовательных организаций с целью усиления их конкурентных преимуществ, а также социально-экономического развития и роста конкурентоспособности региона.

Субъекты креативных индустрий – индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане, в том числе самозанятые, осуществляющие креативную деятельность.

Креативный продукт (продукция) – экономические блага (работы, услуги), производимые субъектами творческих индустрий.

Экосистема творческих индустрий – совокупность институциональных условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии творческих индустрий.

      Профессиональное изучение дефиниций предложенных понятий показало, что логическая связь между ними не просматривается. Дефиниции должны быть логически связаны: один смысл (сущность) должен вытекать из другого и корреспондироваться с дефиницией основного понятия, коим является «креативная экономика». Кроме того, имеет место смешение понятий и подмена одних другими.

      К примеру, предложенная дефиниция понятия креативная экономика как типа экономики, основанного на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности, не выдерживает критики.

1. Среди введенных в научный оборот типов экономик (экономических систем) - рыночная, традиционная, смешанная, командная – отсутствует креативный тип. Это связано с тем, что в развивающихся экономических системах в интересах целедостижения объективным является активное внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производственные, социальные и организационно-управленческие процессы без исключения всех отраслей и сфер человеческой деятельности (к примеру, сегодня практически нет такого вида деятельности, который не был бы охвачен цифровизацией, позволяющей этим видам деятельности придать креативный характер). Возникает вопрос о том, как выделить те виды деятельности, которые безошибочно можно признать креативными?

2. Зачастую в программных положениях понятия «креативная экономика», «умная экономика», «экономика знаний» связываются с понятиями «творческая деятельность» или «креативная деятельность». Эти понятия по своей сущности разняться в том, что понятие «творческая деятельность» является более емким, включающим, наряду с интеллектуальной деятельностью, деятельность духовную. А это означает, что в рассуждениях о рыночной (капиталистической) экономике, в основе которой, согласно А. Смиту, лежит «экономический эгоизм», использование этого понятия некорректно. При этом, говоря о креативной экономике, которая, основана, как это следует из приведенной выше дефиниции, на капитализации интеллектуальной собственности, связывает креативную экономику либо с результатом непосредственного рыночного оборота объектов интеллектуальной собственности, либо с увеличением встроенной ценности рыночного продукта, в который интегрированы результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, рассматривая интеллектуальную собственность как зарегистрированные в установленном порядке результаты интеллектуальной деятельности, которые обладают новизной, а значит, являются важнейшей составляющей инновационной деятельности, возникает вопрос о том, чем же креативная экономика в своей содержательной части отличается от инновационной?

 

Креативной экономикой следует считать экономическую систему, деятельность агентов которой основана на эффективной реализации знаний (творческого потенциала) в производственных, социальных и организационно-управленческих процессах.

Ключевым условием становления и развития креативной экономики и рынка объектов интеллектуальной собственности является эффективное функционирование национальной инновационной системы (иначе – национальной системы управления новациями), которое возможно лишь при условии перехода от техногенной к социокультурной парадигме развития, характеризующейся широкомасштабным стимулированием интеллектуальной деятельности и внедрением ее результатов во все, без исключения, сферы человеческой деятельности.

Согласно мнению целого ряда ученых и бизнес-практиков, любая предпринимательская инновация связана с возникшей у предпринимателя, членов его команды или поданной извне творческой идеи. Эти люди или команды называются новаторами. А по сути это те, кто видят, могут описать и даже воплотить то, что другие не видят. Но если назвать их «креаторами» (это понятие введено в научный оборот), то представление о субъектах креативной экономики значительно сузится. Возникает вопрос: где «водораздел» между сущностной стороной понятий инновационная экономика, экономика знаний, креативная экономика?

Экономическая эффективность реализации творческого потенциала оценивается отношением затрат на создание и внедрение в производство объекта интеллектуальной собственности к полученной экономической выгоде (экономического эффекта) от рыночного оборота продуктов, созданных на основе новых знаний. Но не следует цели реализации новых знаний сводить исключительно к экономическому эффекту. Не менее важным может быть и коммуникационный, и экологический, и организационный, и социальный эффекты.

 

В качестве альтернативы предложенным определениям основных понятий в рассматриваемой области могут быть приняты следующие:

 

Креативные индустрии – отраслевые виды деятельности, в которых добавленная стоимость и рабочие места создаются за счет внедрения в производственные процессы результатов интеллектуальной деятельности (эксплуатации объектов интеллектуальной собственности).

Креативный кластер – это технико-технологическая площадка в сфере креативных индустрий, где реализуется интерактивный процесс конвертации творческого потенциал одних в бизнес-процессы других в интересах изменения качества и повышения встроенной ценности производимых продуктов.

Субъекты креативных индустрий – агенты экономической системы (вне зависимости от организационно-правовой формы), деятельность которых основана на эффективной реализации знаний (творческого потенциала) в производственных, социальных и организационно-управленческих процессах.

Креативный продукт (продукция) – экономические блага (товар, работы, услуги), производимые субъектами креативных индустрий.

Экосистема креативных индустрий – совокупность организационных, правовых, инфраструктурных, материальных, финансовых, информационных и иных условий, обеспечивающих развитие креативных индустрий.

 

В качестве цели деятельности рабочей группы развития креативных индустрий Краснодарского края Экспертного совета министерства экономики Краснодарского края следует считать формирование организационных, правовых, инфраструктурных, материальных, финансовых, информационных и иных условий, обеспечивающих развитие креативных индустрий.

 

 

Г.М. Мишулин, член рабочей группы, заместитель председателя Краевого совета ККОО ВОИР,

общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Краснодарском крае.