Цифровизация как проблемная область инновационного развития
9 апреля 2021
С 31 марта по 04 апреля 2021 г. в г. Сочи (Адлер) состоялась IX Международная научно-практическая конференция по экономике, посвященной памяти известного ученого и крупного организатора экономической науки на Юге России, доктора экономических наук, профессора А.Ф. Сидорова «ФЕНОМЕН РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ. СИНТЕЗ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ».
Председатель оргкомитета конференции – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» В.А. Сидоров.
Научный руководитель конференции – доктор экономических наук, профессор,
зав. секцией «История экономической мысли» Департамента экономической теории
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Я.С. Ядгаров.
Координатор конференции – заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор, Научный руководитель Департамента экономической теории ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», главный научный сотрудник Института экономики РАН, ординарный профессор Национального исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики Р.М. Нуреев.
Краснодарская краевая общественная организация Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» является соорганизатором конференции и представлена в составе оргкомитета Почетным работником сферы образования РФ, заместителем председателя Краевого Совета, профессором Кубанского государственного технологического университета, общественным представителем Агентства Стратегических Инициатив в Краснодарском крае Мишулиным Георгием Марковичем.
В работе конференции приняли активное участие зарубежные ученые из Ереванского государственного университета (Республика Армения), Каршинского инженерно-экономического института (Республика Узбекистан), Высшего колледжа «Болашак» (Республика Казахстан), Луганского государственного университета имени Владимира Даля (Луганская Народная Республика), Института экономики и права (Республика Абхазия), Белорусского государственного аграрного технического университета (Республика Беларусь), Приднестровского государственного университета (Приднестровская молдавская республика).
Среди участников конференции – Мишулин Г.М., который выступил с докладом «Цифровизация как проблемная область инновационного развития: тенденции, противоречия, неопределенности», подготовленный по результатам исследований, выполненных под его руководством группой молодых ученых: Губиным А.В., победителем конкурса «Лидеры Кубани – 2020», Дегтяревой Е.Д., победителем I Международного конкурса научных статей молодых исследователей «Modern Management Technology – 2020», аспирантом КубГТУ и Мартиросовым А.А., заместителем директора ООО «АСТ», победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Премия ВОИР -2019».
Докладчик привел хронологию нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов РФ по вопросам цифровизации в 10-летнем периоде, результатом которой стала Национальная программа «Цифровая экономика», состоящая из целого ряда федеральных проектов. Были приведены выделенные исследователями ключевые преемственные положения:
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений;
- создание национальной системы управления данными в Российской Федерации;
- формирование единого информационного пространства для органов государственного управления, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и отдельных граждан;
- создание единой электронной картографической основы, обеспечение ее ведения и предоставления доступа к пространственным данным, а также развитие сервисов обмена и обработки пространственных данных;
- обеспечение сокращения временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении контрольно-надзорных функций…
Докладчик резюмировал.
1. Принятые документы говорят о необходимости не просто «сосредоточиться на цифровых технологиях и развивать цифровую экономику», а уже создавать и интегрировать эти технологии в реальные межсубъектные отношения в сфере экономики.
2. Определенные результаты реализации программы «Цифровая экономика» сегодня достигнуты. Но этого мало для формирования платформы пятого технологического уклада и обеспечения толчка к реализации стратегии опережающего развития ряда важнейших отраслей. Об этом свидетельствует отставание по доле производительных сил для пятого и шестого технологических укладов.
Это информация и к размышлению, и к попыткам установить причины отставания, и в частности, проблем в вопросах цифровизации.
Далее Мишулин Г.М. сформулировал проблемную область:
Первая проблема носит понятийный характер. Отсутствует строгость и единство в представлении о внутреннем содержании понятия «цифровая экономика»:
- Игорь Рубенович Агамирзян уходит от дефиниции и рассуждает лишь об условиях (институциональной среде), о снятии барьеров для технологического развития.
- Андрей Владимирович Шаронов говорит о роли лидерства, о воле в принятии решений и реализации амбициозных проектов, о создании условий (среды) для развития цифровых технологий, не выделяя цифровую экономику в отдельную область.
- Кирилл Викторович Варламов считает, что цифровая экономика – это уклад, в котором происходит цифровизация межсубъектных отношений.
- Владимир Владимирович Путин связывает формирование цифровой экономики с вопросом национальной безопасности и независимости России, конкурентоспособности отечественных компаний.
- Дмитрий Николаевич Песков суть цифровой экономики сводит к экономике сведений.
По определению Всемирного банка, цифровая экономика – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Т.е. речь идет вовсе не о цифровой экономике, а о цифровизации системы отношений в различных областях человеческой деятельности.
А Георгий Геннадьевич Малинецкий – российский математик, профессор, доктор физико-математических наук, вообще считает, что никакой цифровой экономики не существует. Вся экономика всегда была цифровая, в том смысле, что в ней всегда считали – без счета прожить как-то не удавалось. Поэтому это тавтология, «масло масляное».
Выводы докладчика:
А) Цифровизация – внеэкономический вопрос, а это означает, что первым инициатором, контролером, оценщиком и инвестором должно быть государство. И вовсе не «экономике» в словосочетании «цифровая экономика» принадлежит первенство, а именно «цифровизации», а вот результат цифровизации всех сфер жизни общества уже давно дает и будет давать экономический эффект.
Б) Умной экономика станет тогда, когда не цифровые технологии будут сосредоточены исключительно на получение денег, а денежные средства будут обеспечивать создание и внедрение цифровых технологий в рациональную организацию отношений между субъектами, создающими блага.
Еще 12 ноября 2009 г. в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ было сказано, что «… Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии – вещи и технологии, полезные людям».
Это положение об «умной экономике» и того, что за ней следуют уникальные знания, новые продукты и технологии, полезные людям, получило свое воплощение в приведенных выше программных документах.
Производство новых продуктов и технологий зависит не в первую очередь от наличия денежных средств, а связано с востребованностью этого продукта. А востребованность может быть рыночная, а может быть более высокого, государственного, уровня: оборона и национальная безопасность.
Но в любом случае в «умную экономику» надо вложить знания, которые лягут в основу нового продукта. А потенциал знаний и опыта заложен в человеческом ресурсе.
Цифровизация – не самоцель, это всего лишь инструмент для эффективного использования потенциала человеческого ресурса в интересах многих субъектов, для формирования умной экономики.
Рассуждения о сущностной стороне цифровизации необходимы, т.к. их результаты определяют мировоззренческую сторону научно-технологического развития, воплощение которой следует усматривать в реальной практике достижения поставленных целей.
Именно здесь и возникает дилемма, относящаяся исключительно к практической стороне реализации изложенных выше положений: цифровизация или псевдоцифровизация?
Вторая проблема: реализационная.
На практике цифровизация должна быть направлена на такую организацию множественности процессов, возникающих в области межсубъектных отношений, которая обеспечивала бы субъектам оперативное получение необходимой услуги или информации или передачи последней с использованием электронных сервисов в сетях различного уровня (Интернет, Интранет, Экстранет), удобных и доступных для всех существующих средств коммуникации и без использования бумажного документооборота.
Эффективность цифровизированных коммуникаций в первую очередь зависит от развитой сети емких и доступных баз данных.
Сегодня же, чаще всего, вместо этого реализуется крайне упрощенный подход, связанный с электронным документооборотом на основе представления сканированных документов. Процесс создания баз данных и интегрирование их в пользовательские интерфейсы протекает крайне медленно, с трудом преодолевая бюрократические барьеры.
Таким образом, формируется многоуровневая барьерная среда на пути формирования умной экономики и особенно того, что касается полезности и удобства цифровых инструментов для физических и юридических лиц, на пути создания действительно инновационных электронных ресурсов (сервисов).
Докладчик привел сформированную исследователями общую классификацию барьеров:
- регулятивные барьеры;
- психологические барьеры;
- коррупционные барьеры;
- образовательный барьер;
- научный и технологический барьеры.
В докладе были озвучены пути преодоления псевдоцифровизации и реализации установок на формирование «умной экономики»:
1. Формирование эффективно функционирующей национальной инновационной системы - государственного инфраструктурного проекта глобального для масштабов России характера – как совокупности разноуровневых подсистем, взаимосвязанных посредством единой целевой функции и взаимодействующих в межэлементном, межсферном и межотраслевом пространствах.
Имея реальные предпосылки перехода к новому технологическому укладу, открывающему неограниченные возможности во всех, без исключения, сферах человеческой деятельности, возможность достижения стратегических целей развития РФ следует рассматривать лишь через призму наличия и эффективного функционировании национальной инновационной системы как совокупности разноуровневых подсистем, взаимосвязанных посредством единой целевой функции и взаимодействующих в межэлементном, межсферном и межотраслевом пространствах. В данном утверждении собственно наличие самой инновационной системы как институциональной основы инновационной экономики, формируемой в результате реализации государственного инфраструктурного проекта глобального для масштабов России характера, можно считать условием необходимым, а её эффективное функционирование (т.е. наличие эффективного инновационного процесса) – условием достаточным для реализации поставленных целей на долгосрочное и устойчивое развитие. Именно в русле эффективного инновационного процесса цифровизация с ее технологиями и продуктами обретет реальное воплощение.
2. Важнейшими направлениями деятельности руководства страны и «продвинутых» IT-предприятий в рамках государственно-частного партнерства следует считать преодоление разрушительной зависимости RU.NET от основателей и владельцев сети. Этому должно способствовать достойное финансирование и жесткий контроль за созданием российского софта и ускоренный переход на его преимущественное использование. Министр финансов Антон Силуанов в декабре 2018 г. утвердил директивы о переходе госкомпаний к 2022 году на «преимущественное использование» российского софта. Директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух: «Речь идет о любом софте: операционные системы, серверы приложений, офисное ПО, антивирусы. Но в любом случае к 2022 году больше половины ПО в этих компаниях должно быть российским». К сведению, в 2016 году Игорь Шувалов, который занимал тогда должность первого вице-премьера, подписывал похожую директиву.
3. Стимулирование и поддержка работ по созданию систем управления базами данных (системных интеграторов) во всех сферах человеческой деятельности. Защита авторских прав и достойное вознаграждение их разработчиков. Доступное, но объективное дифференцированное лицензирование разных уровней доступа в базы данных.
4. Внедрение системы личных кабинетов физических и юридических лиц в глобальной сети, аккумулирующих все необходимые коммуникации. Личных кабинетов сегодня много, а должен быть один, который интегрирован во все необходимые информационные ресурсы. Обращение в органы государственной власти и управления должны закрепляться электронной подписью, получение которой через защищенный личный кабинет должна носить бесплатный характер.
В системе образования:
- Развитие сети личных кабинетов в локальных сетях образовательных учреждений. Через эти кабинеты должен быть организован информационный обмен по всем аспектам деятельности научно-педагогических кадров. Доступ в личный кабинет должен быть организован со всех существующих средств коммуникации. Бально-рейтинговая система должна функционировать за счет подгрузки данных из личных кабинетов, скрепленных локальной электронной подписью, с автоматической отсылкой сведений в различные службы и начислением стимулирующих и прочих надбавок. К личным кабинетам должны быть подключены модули экспертных и контрольных программ.
- Стимулирование работ по внедрению современных и действительно результативных методов и средств обучения со стороны Минобрнауки РФ, в том числе и за счет ликвидации чиновничьих барьеров. Пропаганда и достойное вознаграждение разработчиков инновационных образовательных продуктов. Прекращение тиражирования неактуальных и низкокачественных учебных материалов. Введение и применение административных санкций за снижение качества образования.
Понятно, что одними силовыми методами достичь целей «умной экономики» невозможно. Нужна системная концентрация интеллектуальных ресурсов в созданных государством и ему подконтрольных условиях и формах для реальной цифровизации, а не запуска ее псевдо-аналога. При этом вновь создаваемые софты должны быть доступны для разработчиков пользовательских ресурсов и делегировать им определенную свободу для реализации патентного права, что в свою очередь будет способствовать развитию рынка интеллектуальной собственности в рассматриваемой сфере.
А ведь сегодня руководством страны уже поставлены задачи более высокого порядка. Президентом РФ подписан Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). В п.4 «Стратегии …» дано определение понятия «искусственный интеллект». Под ним понимается «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений».
Учитывая то, что когнитивные технологии – это программные и аппаратные средства, которые имитируют работу человеческого мозга, – внедрению искусственного интеллекта должен предшествовать этап полномасштабной цифровизации, основанной на внедрении информационно-коммуникационных платформ с системами управления глобальными базами данных и базирующейся на высокотехнологической и высокопрофессиональной системе подготовки кадров и широким охватом образовательными программами всех слоев населения страны.
Данная оценка совпадает с представлениями председателя правительства РФ Михаила Мишустина, изложенными в его выступлении на международном форуме «Цифровое будущее глобальной экономики» 31.01.2020 г. в Алма-Ате: «Цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы федеральных и других органов власти»… «Цифровизация стала ключом глобальной конкуренции и достижение лидерских позиций требует … постановки более амбициозных задач по созданию лучших условий для жизни людей и ведения бизнеса».
Особое впечатление на участников конференции оказал произнесенный докладчиком тезис о том, что нынешнее динамичное развитие цифровых технологий может создать условия, при которых масса людей будет отстранена от управления технико-технологическими, производственными и социальными процессами, а горстка профессионалов захватит рычаги глобальных самообучающихся цифровых систем и получит неограниченную власть, т.к. станет обладателем цифрового оружие массового поражения. А это значит, что уже сегодня мировое сообщество должно задуматься о необходимости подписания соглашения об ограничении сфер использования цифровых инструментов.
Конференция прошла на высоком теоретико-методологическом уровне, с неподдельным интересом со стороны участников к рассматриваемой проблеме, в деловой и конструктивной атмосфере.