Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы»

19 апреля 2019
Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы»
17 апреля 2019 г. в Кубанском государственном технологическом университете состоялось Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы» (INTERNATIONAL SCIENCE AND PRACTICAL CONFERENCE «Spatial and structural transformation of the Russian economy: problems and perspectives»).

В качестве организатора конференции выступил Институт экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, соорганизаторов конференции выступили Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Краснодарский центр научно-технической информации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева (г. Алма-Ата, Казахстан), Европейское научное общество (г. Ганновер, Германия).

С  приветственным словом в адрес участников конференции выступила доктор технических наук, профессор, проректор по проектно-инновационному развитию и международной деятельности КубГТУ Светлана Александровна Калманович.

1.jpg

В качестве модераторов Пленарного заседания выступили: С.А. Калманович, А.А. Полиди, А.С. Молчан.

С большим интересом участники конференции выслушали доклады Александра Анатольевича Полиди, доктора экономических наук, наук, профессора, председателя комиссии по вопросам экономики и бизнеса Общественной палаты Краснодарского края, партнер-директора по стратегическому консалтингу ООО «Арка-Групп»; Виктора Александровича Семидоцкого, доктора экономических наук, заведующего кафедрой экономики и финансов КубГТУ; Тихенького Олега Леонидовича, руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю; Егоровой Елены Игоревны, кандидата экономических наук, советника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества департамента внутренней политики администрации Краснодарского края; Брижак Ольги Валентиновны, кандидата экономических наук, доцента кафедры экономической теории и инвестиций КубГТУ.


С  докладом «Цифровизация межсубъектных отношений как основа ускоренного развития и инструмент умной экономики» выступил кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по маркетингу ООО "КУБНЕТ", член Гильдии Маркетологов, заместитель председателя Краевого Совета "Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов" Георгий Маркович Мишулин.

Тезисы доклада:

«Ускоренное развитие РФ невозможно без создания и внедрения перспективных технологий, связанных с цифровизацией межсубъектных отношений, обеспечивающей оперативное и удобное получение необходимой и достоверной информации».

«Цифровизация должна формировать мировоззренческую основу стратегии научно-технологического развития. Но зачастую ее подменяют псевдоцифровизацией за счет создания многоуровневой барьерной среды».

«Цифровизация – внеэкономический вопрос, а это означает, что первым инициатором, контролером, оценщиком и инвестором должно быть государство. И вовсе не «экономике» в словосочетании «цифровая экономика» принадлежит первенство, а именно «цифровизации», а вот результат цифровизации всех сфер жизни общества уже давно дает и будет давать экономический эффект. Умной же экономика станет тогда, когда не цифровые технологии будут сосредоточены исключительно на получение денег, а денежные средства будут обеспечивать создание и внедрение цифровых технологий в рациональную организацию отношений между субъектами, создающими блага».

«12 ноября 2009 г. в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ [17] сказано, что «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. … Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». Это положение об «умной экономике» и того, что за ней следуют уникальные знания, новые продукты и технологии, полезные людям, получило свое воплощение в принятых руководством страны программных документах».

«Производство новых продуктов и технологий зависит не в первую очередь от наличия денежных средств, а связано с востребованностью этого продукта. А востребованность может быть рыночная, а может быть более высокого, государственного, уровня: оборона и национальная безопасность. Но в любом случае в «умную экономику» надо вложить знания, которые лягут в основу нового продукта. А потенциал знаний и опыта заложен в человеческом ресурсе».

«Цифровизация – не самоцель, это всего лишь инструмент для эффективного использования потенциала человеческого ресурса в интересах многих субъектов, для формирования умной экономики».

«Рассуждения о сущностной стороне цифровизации необходимы, т.к. их результаты определяют мировоззренческую сторону стратегии научно-технологического развития, воплощение которой следует усматривать в реальной практике достижения поставленных целей.  Именно здесь и возникает дилемма, относящаяся исключительно к практической стороне реализации изложенных выше положений: цифровизация или псевдоцифровизация?»

«Нам представляется, что на практике цифровизация должна быть направлена на такую организацию множественности процессов, возникающих в области межсубъектных отношений, которая обеспечивала бы субъектам оперативное получение необходимой услуги или информации или передачи последней с использованием электронных сервисов в сетях различного уровня (Интернет, Интранет, Экстранет), удобных и доступных для всех существующих средств коммуникации и без использования бумажного документооборота.

Эффективность цифровизированных коммуникаций в первую очередь зависит от развитой сети емких и доступных баз данных. Сегодня же, чаще всего, вместо этого реализуется крайне упрощенный подход, связанный с электронным документооборотом на основе представления сканированных документов. Процесс создания баз данных и интегрирование их в пользовательские интерфейсы протекает крайне медленно, с трудом преодолевая бюрократические барьеры.

Таким образом, создается многоуровневая барьерная среда на пути формирования умной экономики и особенно того, что касается полезности и удобства цифровых инструментов для физических и юридических лиц, на пути создания действительно инновационных электронных ресурсов (сервисов):

- Регулятивные барьеры. ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСЗАКУПКИ: принципы, заложенные в этом регламенте, и условия выигрыша на тендере, главным из которых является цена и применение недопустимо равных критериев для материальных и интеллектуальных продуктов, создают реальные предпосылки разворовывания государственных денег и получения низкокачественных продуктов, в частности, в рассматриваемой сфере. ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ за документооборотом в системе межсубъектных отношений разного уровня вместо установления степени доверительности и повышения ответственности ключевых субъектов за недостоверную информацию.

- Психологические барьеры: при наличии масштабного финансирования цифровизации деньги тратятся на решение задач частичного совершенствования созданного много лет назад, что противоречит стратегии опережающего развития, реализация которой требует ускоренной разработки и внедрения эффективных инновационных и прорывных технологий и продуктов, к которым не в последнюю очередь относятся такие средства умной экономики, как цифровизация; незаинтересованность чиновников в технологических новшествах, прозрачности и объективизации деятельности, боязнь утраты целого ряда архаичных компетенций, а в дальнейшем и потери рабочего места.

- Коррупционные барьеры: коррумпированные чиновники, создавшие целый ряд т.н. аффилированных «прокладок», исполняющих за деньги то, что может сделать сам потребитель ресурсов; т.н. «партизанские маневры» Заказчиков ресурсов на портале «ГОСЗАКУПКИ», в завуалированном виде исключающих из технических заданий в интересах аффилированных структур требования по реализации таких важнейших принципов клиентоориентированности электронных ресурсов, как валидность, верифицируемость, релевантность, юзабилити, новый, но замечательный термин, «регулятивное гильотинирование», решение комбинаторной задачи.

- Образовательный барьер. Недостаточная компьютерная и правовая грамотность не только физических, но и юридических лиц.

- Научный и технологический барьеры. Отсутствие эффективной национальной инновационной системы, в том числе и локальных институтов генерации новшеств, поддержки изобретателей и условий для внедрения и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; отсутствие системной работы над созданием совершенных баз данных с системами управления ими, позволяющими оперативно их администрировать и обеспечивающими доступ к ним сертифицированным и лицензированным ресурсам; глубокая интегрированность инструментария российских программистов в зарубежные базовые компьютерные программы (оболочки), что не позволяет создаваемые программные продукты перевести в состав объектов патентного права». 

«Каковы же пути преодоления псевдоцифровизации и реализации установок на формирование «умной экономики»:

1. Стимулирование и поддержка работ по созданию емких и доступных баз данных во всех сферах человеческой деятельности. Защита авторских прав и достойное вознаграждение их разработчиков.

2.  Стимулирование и поддержка работ по созданию систем управления базами данных (системных интеграторов) во всех сферах человеческой деятельности. Защита авторских прав и достойное вознаграждение их разработчиков. Доступное, но объективное дифференцированное лицензирование разных уровней доступа в базы данных.

3.   Внедрение системы личных кабинетов физических и юридических лиц в глобальной сети, аккумулирующих все необходимые коммуникации.  Личных кабинетов сегодня много, а должен быть один, который интегрирован во все необходимые информационные ресурсы. Обращение в органы государственной власти и управления должны закрепляться электронной подписью, получение которой через защищенный личный кабинет должна носить бесплатный характер. Сегодня современные технологии позволяют легко решить такую задачу.

4. Развитие сети личных кабинетов в локальных сетях образовательных учреждений. Через эти кабинеты должен быть организован информационный обмен по всем аспектам деятельности научно-педагогических кадров. Доступ в личный кабинет должен быть организован со всех существующих средств коммуникации. Балльно-рейтинговая система должна функционировать за счет подгрузки данных из личных кабинетов, скрепленных локальной электронной подписью, с автоматической отсылкой сведений в различные службы и начислением стимулирующих и прочих надбавок. К личным кабинетам должны быть подключены модули экспертных и контрольных программ. И эту задачу могут решить профессиональные предприятия в самые короткие сроки.

5. Преодоление разрушительной зависимости RU.NET от основателей и владельцев сети. Достойное финансирование и жесткий контроль за созданием российского софта. Ускоренный переход на его преимущественное использование».

«Понятно, что одними силовыми методами достичь целей «умной экономики» невозможно. Нужна системная концентрация интеллектуальных ресурсов в созданных государством и ему подконтрольных условиях и формах для реальной цифровизации, а не запуска ее псевдоаналога. При этом вновь создаваемые софты должны быть доступны для разработчиков пользовательских ресурсов и делегировать им определенную свободу для реализации патентного права, что в свою очередь будет способствовать развитию рынка интеллектуальной собственности в рассматриваемой сфере».